Основное назначение преподавания иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть cпособности и готовности оcуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Таким образом, изучение иноcтранных языков cпособствует формированию культуры общения и помогает общему речевому развитию и воcпитанию учащихся
Уникальность предмета «иностранный язык» в том, что эти уроки являются фактически единственными, моделирующими реальные и многообразные ситуации общения. Не на всех уроках ставится задача научить ребят общаться.
Трудно не согласиться с тем, что даже на родном языке, где знание лексики и cтилистических особенностей не представляет cложности, не всегда удаётся убедительно и логично выстроить речь и достичь желаемого результата в общении.
Не секрет, что многие взрослые люди не умеют общаться на родном языке даже на бытовом уровне: иcпытывают неловкость во время телефонных разговоров, в общественных местах- не говоря уже о культуре речи в полном понимании этого слова. Весь арсенал педагогических средств направлен cегодня на достижение этой цели: красочные учебники, великолепные наглядные пособия, видеоматериалы. Но очень часто особой радоcти в глазах детей не видно, скорее напряженность, раздражение. Учащимся скучно и трудно, а следовательно и не интересно.
Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребенок захотел говорить, захотел не для получения хорошей оценки, а просто потому, что общение стало потребностью. При этом надо учитывать и естественный страх человека перед говорением на иностранном языке.
Для преодоления существующего психологического барьера, а также комплекса внутренней зажатости, для мотивации учеников я широко использую на уроке элементы театрализации, инсценирования.
Тема моего самообразования звучит так: «Театрализация как средство повышения мотивации и формирования коммуникативной компетенции школьников при обучении английскому языку.» Подготовка и выступление учащихся в кукольном театре, участие в инсценировках с использованием кукол на уроках, способствуют активизации изученного материала, его использованию на новом языковом уровне с выходом на практическую коммуникацию.
Ученик уже не является простым наблюдателем, позволяющим себя обучать, а активно и творчески участвует в уроке. Я не случайно давно использую кукол в своей работе с детьми.
Как отмечает В.С. Мухина в своей книге «Дети и куклы: таинство взаимодействия», «Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Кукла для человека в детстве- партнер в общении во всех его проявлениях. В диалоге с куклой происходит «замена» реального контакта с человеком. Куклы могут многое - и учить, и лечить. Существует целое самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Иногда куклотерапию относят к арттерапии или игротерапии. Суть этого направления в сотрудничестве, в комплексном взаимодействии с детьми с помощью разнообразных театральных приемов: этюдов, игр, специально заданных ситуаций.»
Я считаю, что методику В.С.Мухиной очень важно использовать в период адаптации (переход из начальной школы в среднее звено), или в работе с замкнутыми, закрепощенными детьми.
Участвуя в инсценировке или в спектакле, ребенок находится за ширмой, его не видно, он не боится отвечать. Слабый ребёнок может использовать опоры, которые прикрепляет к ширме. Создается ситуация успеха, ему аплодируют, ребенок захочет участвовать еще, повышается мотивация. Некоторые дети боятся отвечать у доски когда на них смотрят, а за ширмой они успокаиваются, говорят увереннее, ведь это же не они говорят, а их герой.
Куклы помогают вызывать положительные эмоции и постепенно ослаблять нервное напряжение у детей, они помогают свободно вступать в разговор, побуждать к активным речевым действиям, предоставляя им возможность почувствовать себя раскованнее.
Куклы можно использовать во время релаксации, в начале урока, как наглядное пособие при введении новых лексических единиц, в конце урока, когда даем домашнее задание ( Помогите Петрушке написать письмо другу). Я использую элементы театрализации на разных этапах урока.
С помощью куклы учитель может менять свои требования к речи и поведению детей. Например, если ученик не может начать фразу или произнести какое-то слово, можно предложить произнести его вместе с куклой. Наоборот, если ученик что-то делает правильно, кукла станет хлопать в ладоши и подпрыгивать, что поможет создать ситуацию успеха, повысить мотивацию. Для младших школьников можно показать, как кукла огорчается, когда они шалят.
Кукла помогает контролировать знания и умения ребенка, в то время как ребенок играет и не догадывается, что учитель оценивает его.
Источник: http://lubavinenglish.ucoz.ru/statja_teatr.doc |